У вас не бывало так, что казалось, будто все изменится, стоит только понять, как оно устроено, как функционирует? Возможно, этим и объясняется неуемное желание человека все выяснить и во всем разобраться. Типа, вот разберусь — и можно будет двинуться дальше.

Но оно не меняется. И когда разберешься, следующий шаг — это позволить всему идти как оно идет. И учиться довольствоваться тем, что есть.

***

Мы сейчас живем у одной женщины. Ну, в возрасте бабушки. Тут есть такие, даже много — со спины прям девушки, по фигуре, одежде, манерам, пластике, динамике, даже глаза молодые, а сами уже нормально так к шестидесяти или больше. И у нас тоже такие есть.
И вот мы с ней разговаривали пару раз — и у нее взгляды на самые существенные вещи в жизни очень сходные, что касается философии, психологии, отношений, задач человека на Земле, науки и так далее. Сама из Венгрии, кажется, когда‑то давно эмигрировала, построила бизнес или даже пару, теперь живет в отличном доме с видом на океан, смотрит тед.ком и учит испанский.

И говорит, в целом, очень знакомые нам вещи: что очень мало людей, с которыми можно нормально общаться, соседей интересуют только еда, семьи и домашние животные, кругозор у американцев очень узкий, в гости домой никто не приходит, все встречаются в барах, где шумно, музыка и общение сводится к How are You? Fine! — то есть ни о чем.
А ведь везде то же самое. Мы говорим ей, что это ведь повсеместно, что круга общения не найти, поэтому наш выбор — быть своего рода хабом, через который проходит много людей, среди которых могут оказаться и те, которые разделяют определенный набор ценностей. Нельзя найти себя или свое сообщество — но можно создать. Для этого нужно учиться говорить так, чтобы тебя слышали. Ну, и полезное что‑то вещать, конечно. И заводное.

****

И, в общем, все понятно. Пиши, учись, учи, обрастай людьми, с которыми есть о чем разговаривать. Но при этом знай, что ничего в мире не изменится. Потому что силы, которые что‑то меняют в лучшую сторону — это плюс‑минус одиночки. Стоит им сбиться в стаю и возглавиться — очень быстро начинается зло. Это как глоток портвейна и стакан портвейна — разный смысл, разное качество, разные последствия. Чтобы чувствовать себя спокойно относительно “что такое хорошо и что такое плохо”, следует неизменно быть в меньшинстве, среди “слабых”.

Человек не уверенностью в своей правоте хорош, а сомнениями. Сомнение движет всем. Оно пересматривает любые достижения и так позволяет идти дальше. Так что есть вопросы, которые можно решать, но нельзя решить. В частности, это к отношениям относится — счастливое построение которых означает их финал и требует начала других. Доброе утро.

Саша Иванов